Болезни дискусов очень часто отравляют жизнь дискусоводов и дискусолюбов.

Можно лечить дискусов наугад. Но правильнее сначала диагностировать заболевание. Увы, многие болезни аквариумных рыб можно диагностировать только посредством вскрытия. Перед вскрытием рыбу необходимо умертвить.

На самом деле я стараюсь прибегать к вскрытию рыбы лишь как к последнему средству и только в тех случаях, когда обязательно надо быстро и точно поставить диагноз и назначить, не гадая, эффективное лечение, ибо промедление смерти подобно. На одном вскртии очень настаивал один дискусовод, который принес мне дискуса на вскрытие. Ему не терпелось узнать причину того, почему ему никак не удается вырастить ровную и сильную молодь. Молодые дискусы у него неизбежно "затягивались", превращаясь в рыбок-доходяжек.

Я провел вскрытие принесенного мне на диагностику дискуса. В результате были обнаружены почти все характерные для аквариумных дискусов паразитические организмы. Надеюсь, что представленный здесь материал будет полезен всем тем, кто занимается дискусами серьезно, и бедная рыба погибла не зря. В заключении будет предложена схема профилактического лечения, позволяющая не губить рыб без острой необходимости.

Для вскрытия рыбы с целью диагностики заболеваний необходим микроскоп, предметные и покровные стёкла, пинцет, маникюрные ножницы и еще одни ножницы покрепче. Поставьте рядом с собой стаканчик с водой из аквариума. Извлеченные на предметное стекло фрагменты внутренних органов надо поместить в капельку воды, иначе временный препарат для микроскопирования тут же высохнет, паразиты потеряют подвижность и вы, скорее всего, ничего не увидите. Еще лучше помещать фрагменты внутренних органов в физиологический раствор для холоднокровных животных, тогда паразиты проживут дольше, но можно обойтись и без него.

Сначала надо провести гранью покровного стеклышка по телу рыбы - сделать соскоб с тела. Многие ихтипатологи делают соскоб небольшим скальпелем. Я обхожусь стеклышком, главное сильно не давить, чтобы оно не сломалось. Желательно сделать несколько соскобов с разных участков тела: со спины (непосредственно позади головы), "подмышками" (чуть позади грудного плавника) и вблизи анального отверстия. На соскобах можно обнаружить обычных эктопаразитов рыб: триходин, хилодонелл, иногда костий, еще реже тетрахимен. У данного экземпляра ничего этого обнаружено не было.

Затем надо аккуратно отрезать жаберную крышку и внимательно осмотреть жабры. Чтобы их обнаружить надо аккуратно вырезать фрагмент жаберной дуги и поместить его на предметное стекло. У крупных дискусов надо отрезать несколько жаберных лепестков с дуги, так как сама жаберная дуга состоит у них из крепкого хряща и плотно придавить её покровным стеклом не получится. Соответственно, возникнут сложности с фокусировкой.

В обилии слизи трудно увидеть маленьких сосальщиков (они у дискусов могут быть очень небольшими). Во время сдавливания препарата покровным стеклом, часть паразитов не может удержаться на жаберном лепестке и выдавливается немного в сторону на стекло. Здесь их легче заметить, особенно пока они шевелятся.

Наличие моногеней очень характерно для дискусов. Эти паразиты в высшей степени специализированы, и среди ихтиопатологов бытует мнение, что они могут размножаться только на дискусах, хотя нет строгих доказательств этого утверждения. В настоящее время еще не очень ясен вопрос могут ли скалярии быть резерватом "дискусовых" моногеней. Таким образом, эта зараза в основном передается именно от дискуса к дискусу. Однако, не исключено, что "дискусовые" моногенеи могут найти на других рыбах временное пристанище (но размножаться на них они не могут!!!). Поэтому, если к дискусам предполагается подсадить других рыб, и есть риск вместе с последними занести специфичных для дискусов моногеней (если эти рыбы жили в одном аквариуме с другими дискусами, как, например, часто бывает с птеригоплихтами, которых переселяют из одного аквариума с дискусами в другой для борьбы с водорослевыми обрастаниями), то этих рыб следует просто подержать в карантинной емкости с неделю, или обработать азипирином. В этом случае уже через 3-4 часа они могут быть помещены в новый аквариум.

Самый надежный способ избавить дискусов от моногеней - это ванны с азипирином.

Покончив с исследованием жабр, с помощью небольших ножниц вскрывают брюшную полость. Для этого заостренная бранша ножниц вставляется в анальное отверстие рыбы. Производят два надреза: один дугообразный, идущий вначале вверх, потом вдоль спины по направлению к голове, перерезающий сначала ребра, а затем расположенную под задним углом жаберной крышки кость плечевого пояса. Другой - разрезает брюшную стенку между анальными и затем грудными плавниками до жаберной полости. После этого снимают вырезанную боковую стенку тела открывая внутренние органы.

Далее отрезают небольшие кусочки внутренних органов, сдавливают их между предметным и покровным стеклом и рассматривают под микроскопом, начиная с малого увеличения.

Селезенка дискуса оказалась нашпигована туберкулезными "капсулами" (гранулёмами). Интересно, что в других органах их обнаружить не удалось, значит организму рыбы удалось справиться с инфекцией, изолировав бактерий.

Печень и почки у данной рыбы оказались здоровыми. О том, как выглядят эти органы рыб под микроскопом в норме будет рассказано отдельно.

В этом материале приведем пример патологии почек, характерной для дискусов - это нефрокальциноз. Нефрокальциноз - образование кристаллов фосфата кальция в почечных канальцах. Он может быть вызван содержанием рыб в слишком жесткой воде, воспалительным процессом в почках или хронической интоксикацией рыб, развивающейся, например, при гельминтозах.

У относительно некрупных рыб для исследования содержимого кишечника достаточно просто отрезать небольшой его фрагмент и рассмотреть под микроскопом. У более крупных рыб кишка просвечивает плохо и надо либо выдавить её содержимое, либо разрезать отрезок кишки вдоль и развернуть её. В нашем случае стенка кишки еще достаточно прозрачна и позволяет рассматривать всех обитателей пищеварительного тракта дискуса.

Уже на малом увеличении микроскопа видно какое-то уж очень оживленное движение в жидкости, заполняющей кишечник. Между непереваренными остатками пищи "бегают" очень мелкие и очень многочисленные существа. Движутся они при помощи жгутиков, отсюда и их характерные вихляющие движения.

На самом деле смело назвав этих существ "гексамитами" я поступил несколько опрометчиво. Как пишет Дитер Унтергассер (Dieter Untergasser. "Handbook of FISH DISEASES", - t.f.h, 1989.), гексамит крайне редко можно обнаружить у аквариумных и декоративных рыб, у них гораздо чаще можно встретить паразитических кишечных жгутиконосцев из рода спиронуклеус (Spironucleus), скорее всего это они представлены на анимациях.

На временных препаратах с еще живыми жгутиконосцами рассмотреть их настолько подробно, чтобы можно было определить род практически невозможно. Для этого их надо было бы окрасить с помощью специальных гистологических методов и рассматривать в фазовоконтрастный и электронный микроскоп. Видно их через обычный несильный микроскоп плохо. Вот примерно так, как показывают размещенные выше анимации. На основании увиденного можно лишь констатировать, что в кишечнике дискуса обнаружены паразитические жгутиконосцы. Они могут принадлежать не только к роду "гексамита" (Hexamita), но вероятнее всего к "спиронуклеус", а еще и к родам трихомонас (Trichomonas) и бодомонас (Bodomonas). Различаются они по числу жгутиков, форме тела и строению ядерного аппарата. Искушенные исследователи могут идентифицировать кишечных жгутиконосцев разных родов по размеру и характеру движения.

Уметь различать кишечных жгутиконосцев в практическом плане не так уж и важно. Заметив при микроскопировании временного препарата среднего отдела кишечника или желчного пузыря движущихся мелких существ, едва различимых на малом увеличении микроскопа знайте: кишечные паразитические жгутиконосцы у ваших дискусов есть! А это значит, что возникновение у них печально известной "дырочной" болезни более чем вероятно.

Что такое "дырочная болезнь" ("hole disease", "hole in the head")? Симптомы таковы. Дискусы, уару, цихлазомы северум и флаговые, скалярии, астронотусы, папиллохромисы и еще некоторые другие рыбы вдруг начинают худеть, темнеть, на голове и теле вдоль боковой линии у них появляются язвоподобные каверны. Скорость развития этого процесса в разных случаях разная. Болезнь может продолжаться до появления каверн ("дырок") многие месяцы, а может занять лишь несколько недель. Итог безрадостный - рыбы погибают от истощения, внешний вид их ужасен. Относительно роли жгутиконосцев в развитии этого заболевания аквариумных рыб до сих пор идут споры. Некоторые исследователи считают кишечных жгутиконосцев естественной фауной кишечника, всегда имеющейся у диких рыб и не приносящей им никакого видимого вреда. Дескать эти "живчики" вполне безобидны, если вдруг у дискуса на голове и теле возникают каверны, то просто подавайте ему витаминов, улучшите условия содержания и все пройдет.

Если дискус уже заболел, то создать хорошие условия для его содержания конечно же нужно, иначе лечение будет бесполезным, но этого будет явно недостаточно. На самом деле "дырочная болезнь" серьезное заболевание, вызванное негативным воздействием на организм рыбы минимум двух патогенных организмов.

Туберкулёзные гранулёмы. Почти всегда их можно обнаружить у пораженной гексамитозом рыбы, особенно у молоди дискусов. Где же тут причина, а где следствие? В данном случае так ставить вопрос неправомерно. Оба этих патогенных фактора действуют совместно, совместно они ослабляют рыбу и тем самым создают себе условия для дальнейшего размножения и жгутиконосцев, и микобактерий.

Если туберкулез и спиронуклеоз обнаружен при вскрытии хотя бы одного, пусть самого слабого дискуса, то надо немедленно лечить всех остальных, даже если их внешний вид пока прекрасен. Бездействие приведет к тому, что время от времени одна из рыб начнет все чаще отделяться от стаи, стоять отдельно в углу аквариума. Она потемнеет и есть будет всё хуже. Её экскременты станут слизистыми, беловатыми, местами с прозрачными участками. Затем последует возникновение каверн, отказ от пищи и смерть. Так будет происходить до тех пор, пока не вымрет всё стадо.

Бороться можно внесением в воду средства Hex-Ex и метронидазола. По крайней мере метронидазол не представляет серьезной угрозы для биофильтрации в аквариуме. Обычные дозировки метронидазола - 250 мг на 25-35 л. Новая доза лекарства вносится через день, а при ежедневной подмене половины объема аквариума - каждый день. Еще лучше давать это лекарство вместе с кормом. Для этого таблетку метронидазола можно растворить в 50 мл теплой воды, остудить до комнатной температуры и замочить в этой воде порцию мотыля (можно мороженного) минут на 20-30. В этой же воде можно растворить 1 грамм канамицина или 150 мг рифампицина. Тогда лечение будет комплексным: одновременно будет вестись борьба и с туберкулезными бактериями. Внесение указанных антибиотиков в воду аквариума также эффективно (3-6 г канамицина и 300 мг рифампицина на 100 л), но они убьют нитрифицирующих бактерий и приведут к угрозе аммиачных отравлений. Придется менять воду каждый день. В домашних условиях это трудно сделать.

Лечебный корм позволяет успешно преодолеть эти трудности. Рыбы будут получать канамицин и фуразолидон (это лекарство также очень эффективно против кишечных жгутиконосцев) внутрь. Лекарства сразу попадут в кишечник и не отравят бактерий-нитрификаторов в грунте и биофильтре аквариума. В тяжелых случаях следует дополнительно внести метронидазол прямо в воду аквариума.

Однако, жгутиконосцы, микобактерии и моногенеи - это далеко не все патогенные организмы, которых можно обнаружить в дискусах. В следующей части будет рассказано о нематодах и опалинах, а также о том, как провести диагностику болезней дискусов без вскрытия рыбы.

Кандидат биологических наук В.В.Ковалев